Лечебная гимнастика при заболеваниях дыхательной системы

dyhatelnaja-gimnastПри заболеваниях органов дыхания, особенно при туберкулезе, выбор правильного, т. е. физиологически наиболее выгодного исходного положения имеет особенное значение, поскольку облегчает выполнение упражнения и обеспечивает наиболее эффективное воздействие на организм.

Физиологически наиболее выгодны положения лежа и стоя создающие наилучшие условия для деятельности дыхательного аппарата, тогда как положение сидя не обеспечивает оптимальных условий дыхания. Типичное положение лежа на спине применяется при отсутствии выраженной легочной недостаточности, как в случае плеврита.

Использование положения лежа с возвышением туловища целесообразно при наличии явлений легочной и особенно сердечно-легочной недостаточности, например, при эмфиземе легких. Положение лежа на спине горизонтально, а также положения лежа на боку и на четвереньках применяются с заболеваниями легких, сопровождающихся нагноительными процессами: бронхоэктатической болезнью и абсцессом легкого.

Дыхательные упражнения

Условно различают следующие виды дыхательных упражнений: статические, динамические и специальные. Статическими дыхательными упражнениями считаются такие, при которых дыхание осуществляется без одновременного движения конечностями и туловищем. Они чаще всего применяются в начале обучения правильному дыханию и для урегулирования деятельности сердечно-сосудистой системы:

  • Упражнение 1. Выполняется лежа с самоконтролем: а – вдох; б – выдох.
  • Упражнение 2. Выполняется сидя с самоконтролем: а – вдох; б – выдох.
  • Упражнение 3. Выполняется стоя с самоконтролем: а – вдох; б – выдох.

sdu11

Динамическими называются дыхательные упражнения, осуществляющиеся одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Выполняя упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным. Вдох производится одновременно с выпрямлением туловища, подниманием верхних конечностей, отведением их в стороны и т. д., т. е., когда происходит расширение грудной клетки. Выдох делается при спадании грудной клетки в момент опускания верхних конечностей, сгибании туловища вперед, подтягивании нижних конечностей к животу и т. п.

Динамические дыхательные упражнения способствуют наилучшему распрямлению грудной клетки в ее нижней части и осуществлению полноценного вдоха. При наклонах туловища в стороны с одновременным поднятием вверх противоположной наклону руки усиление дыхания наиболее выражено в нижней части грудной клетки со стороны поднятой руки. Примеры динамических упражнений, выполняемых из разных положений:

ddu1

  • Упражнение 1. Выполняется лежа: а – вдох; б – выдох.
  • Упражнение 2. Выполняется сидя: а – вдох; б – выдох.
  • Упражнение З. Выполняется стоя: а – вдох; б – выдох.
  • Упражнение 4. Выполняется стоя: а вдох; б – выдох.

ddu2

Специальные дыхательные упражнения направлены на получение конкретного терапевтического эффекта в том или другом случае нарушения функции дыхательного аппарата. Например, при затруднении выдоха у больных эмфиземой легких упражнение с нажиманием на грудную клетку руками при выдохе или направленное.
Примеры специальных дыхательных упражнений:

sdu2

  • Упражнение 1. Выполняется сидя при затруднении выдыхания: а – вдох; б – выдох.
  • Упражнение 2. Выполняется стоя: а – вдох; б – выдох.
  • Упражнение 3. Выполняется стоя.

Дозировка физических упражнений

В случае заболеваний органов дыхания, сопровождающихся часто гипоксемией – кислородным голоданием, недостаточностью кровообращения, физическая нагрузка должна подбираться особенно тщательно. У легочных больных при интенсивной мышечной работе возникает быстрое утомление и снижение работоспособности, а также может возникать понижение содержания углекислоты в крови, которое приводит к ослаблению сердечных сокращений, угнетению сосудодвигательного центра, понижению артериального давления и уменьшению скорости кровотока, провоцируя тем самым кислородное голодание нервных центров и снижение вентиляции легких.

Поэтому, чем слабее организм больного, тем меньше его функциональные возможности, тем меньше должна быть физическая нагрузка. Исходя из этого, в начале курса лечебной гимнастики (подготовительный период) следует применять наиболее простые упражнения с целью выявления возможностей и реакции организма на получаемую нагрузку. По мере втягивания организма в процесс реабилитации и при соответствующей адаптации можно вводить более сложные упражнения, а дозу физической нагрузки постепенно увеличивать, переходя к тренировочному или основному периоду курса. Что же касается самой нагрузки, то ее доза при проведении лечебной гимнастики может быть небольшой, средней и максимальной.

Небольшой дозой считается физическая нагрузка, при которой выявляются незначительные сдвиги в функциях главнейших систем организма. Следует отметить, что небольшая физическая нагрузка, мало влияет на развитие возбудительного процесса в коре головного мозга, из-за чего функции дыхательного аппарата, кровообращения и обмена веществ повышаются незначительно. Тогда как средние по интенсивности и продолжительности физические упражнения повышают возбудимость коры головного мозга и благоприятно влияют на усиление дыхания и кровообращения, активизируя обменные процессы в организме.

Максимальные физические нагрузки при заболеваниях органов дыхания противопоказаны вообще.
При участии в физическом упражнении мелких мышечных групп нагрузка считается небольшой, а с вовлечением в работу средних мышечных групп она увеличивается. Еще большей физическая нагрузка бывает при участии в упражнении крупных мышечных групп. Также повышает физическую нагрузку ускорение темпа движений и увеличение повторений одного и того же упражнения. Целесообразно применять движения не быстрого, а медленного и среднего темпа.

Другим методом, способствующим урегулированию повышенной деятельности дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы и облегчающим выполнение движений, становится введение в процедуру гимнастики дыхательных упражнений.

Таким образом, можно констатировать, что с целью повышения приспособляемости организма к физической нагрузке при выполнении лечебной гимнастики необходимо учитывать следующие основные требования:

  • доза физической нагрузки должна повышаться постепенно и соответствовать возможностям занимающегося;
  • систематичность занятий является обязательным условием, обеспечивающим перенесение постепенно возрастающей нагрузки;
  • рациональное чередование упражнений с паузами, а также чередование работы различных мышечных групп.

И все-таки из всех элементов, влияющих на величину нагрузки в лечебной гимнастике важнейшими остаются количество повторений и темп выполнения движений, что следует прежде всего учитывать при дозировке гимнастических упражнений. Небольшая нагрузка получается при повторении в медленном или среднем темпе одного и того же упражнения 2-4 раза, средняя нагрузка при повторении упражнения, проделываемого в среднем темпе 5-8 раз (для мелких мышечных групп 10-15 раз).

Методика лечебной гимнастики

Занятия лечебной гимнастикой рекомендуется начинать с подготовки нервной системы, дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы к выполнению более энергоемких упражнений основного раздела процедуры. Для этого применяются простейшие упражнения с небольшой нагрузкой – гимнастические и дыхательные упражнения доз ходьба.  Не рекомендуется применять большое количество упражнений – вполне достаточно двух-трех.

Продолжительность вводного раздела 2-З минуты. В основном разделе решаются уже конкретные лечебные задачи, поэтому и подбор упражнений для него производится обязательно с учетом характера заболевания, самочувствия и физиологического влияния отдельных упражнений. Количество упражнений в этом разделе может колебаться в пределах 6-15 при общей продолжительности процедуры – 10-20 минут.

u1

  • Упражнение 1,а – исходное положение: лежа на спине, руки поставлены на локти, пальцы выпрямлены и разведены; б – сжимание пальцев в кулак, возвращение в исходное положение.
  • Упражнение 2, а – исходное положение: лежа на спине, руки согнуты, пальцы сжать в кулак; б – выбрасывание рук вверх (выдох) с возвращением в исходное положение (вдох).
  • Упражнение З, а – исходное положение: лежа на спине, руки согнуты кисти на животе; б – отведение рук за голову (вдох); возвращение в исходное положение (выдох).

u2

  • Упражнение 4, а – исходное положение: лежа на спине руки вдоль туловища; б – поднимание выпрямленных рук за голову (вдох); возвращение в исходное положение (выдох).
  • Упражнение 5, а – исходное положение: лежа на животе, руки поставлены в упор на постель; б – выпрямление рук из упора; возвращение в исходное положение.

u3

  • Упражнение 6, а – исходное положение: основная стойка (или ноги расставлены на ширину плеч); б – поднимание рук вверх (вдох); возвращение в исходное положение (выдох)
  • Упражнение 7 а -исходное положение: стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки перед грудью; б – разгибание рук в стороны (вдох); возвращение в исходное положение (выдох).
  • Упражнение 8, а – исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, пальцы касаются плеч; б – поднимание рук вверх-в стороны (вдох); возвращение в исходное положение (выдох),
  • Упражнение 9, а – исходное положение: стоя, ноги вместе, кисти на затылке локти вперед; б – отведение согнутых рук кзади с одновременным отставлением ноги назад на носок (вдох); возвращение в исходное положение (выдох).
  • Упражнение 10, а – исходное положение: стоя, ноги расставлены на ширину или шире плеч, руки в стороны; б – сгибание рук в локтевом суставе с одновременным сжатием пальцев в кулак; возвращение в исходное положение.

u4

  • Упражнение 1,а – исходное положение: лежа на спине, руки в стороны; б – полуобороты на бок с хлопком в ладони (выдох); возвращение в исходное положение (вдох).
  • Упражнение 2, а – исходное положение: лежа на спине, руки поставлены на локти, пальцы выпрямлены и разведены; б – приподнимание головы и верхней части туловища с одновременным сжатием пальцев в кулак (выдох); возвращение в исходное положение (вдох).

u5

  • Упражнение 3, а – исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища; б – попеременные наклоны туловища, в стороны с подтягиванием противоположной руки к подмышечной впадине
  • Упражнение 4, а – исходное положение: лежа на спине, кисти рук за поясницей, ладонями вниз; б – переход из положения “лежа” в положение “сидя” с помощью рук.
  • Упражнение 5, а – исходное положение: сидя на постели, руки в стороны, ноги расставлены; б – доставание рукой носка противоположной ноги (выдох); возвращение в исходное положение (вдох).

u6

  • Упражнение 6 – повороты туловища в стороны из исходного положения “сидя” на стуле руки на голове,
  • Упражнение 7 – попеременные наклоны туловища в стороны с поднятием руки, противоположной наклону над головой из исходного положения сиди на стуле, пальцы рук касаются плеч.

u7

  • Упражнение 8, а – исходное положение: стоя, ноги вместе, кисти рук на затылке; б – наклоны туловища в стороны (вдох); возвращение в исходное положение (выдох),
  • Упражнение 9, а – исходное положение: стоя, ноги расставлены на ширину плеч (или вместе), руки на поясе; б – отведение локтей и головы кзади (вдох); возвращение в исходное положение (выдох),
  • Упражнение 10, а – исходное положение: основная стойка; б – наклоны туловища в сторону с подтягиванием противоположной руки к подмышечной впадине (вдох); возвращение в исходное положение (выдох).

u8

Упражнение 11, а – исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе; б – наклоны туловища в сторону с одновременным подниманием противоположной наклону руки вверх (вдох); возвращение в исходное положение (выдох). Упражнение можно делать с дополнительным качанием туловища в сторону наклона.

u9

  • Упражнение 12, а – исходное положение: стоя, ноги шире плеч, руки на поясе; б – наклон туловища вперед (выдох) и возвращение в исходное положение (вдох).
  • Упражнение 13, а – исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, кисти к плечам; б – наклон туловища вперед с разведением рук в стороны (выдох) и возвращение в исходное положение (Вдох).
  • Упражнение 14, а – исходное положение: стоя, ноги вместе кисти рук на затылке; б – наклон туловища вперед с одновременным отставлением ноги в сторону и касанием пальцами рук носка противоположной ноги (выдох); возвращение в исходное положение (вдох).

u10

  • Упражнение 15, а – исходное положение: стоя, ноги на ширине или шире плеч, руки в стороны; б – наклоны туловища вперед – в сторону с касанием пальцами руки носка противоположной ноги и одновременным отведением другой руки кверху (выдох); возвращение в исходное положение (вдох)
  • Упражнение 16, а – исходное положение: стоя, ноги шире плеч, руки на поясе; б – наклоны туловища в стороны с подниманием противоположной наклону руки над головой (вдох); возвращение в исходное положение (выдох).
  • Упражнение 17, а – исходное положение: стоя, ноги поставлены на ширину плеч, руки перед грудью; б – повороты туловища в стороны с одновременным выпрямлением рук и поворотом головы (вдох); возвращение в исходное положение (выдох).
  • Упражнение 18, а – исходное положение: стоя, ноги вместе, руки сцеплены в кистях за спиной; б – напряженное выгибание туловища с отведением сцепленных рук кзади (вдох); возвращение в исходное положение (выдох).
  • Упражнение 19, а – исходное положение: основная стойка; б – напряженное выгибание туловища с одновременным подниманием рук вверх и отведением ноги назад на носок (вдох); возвращение в исходное положение (выдох).

u12

  • Упражнение 1, а – исходное положение: лежа на спине; б – попеременное полусгибание ног и стон,
  • Упражнение 2, а – исходное положение: см. упражнение 1, а; б – попеременное сгибание ног (с опорой ладонями о кровать) на различный угол сгибания.
  • Упражнение За – исходное положение: см. упражнение 1, а; б – отведение выпрямленной ноги в сторону на 30°, 45°, 60°; возвращение в исходное положение (дыхание произвольное).
  • Упражнение 4, а – исходное положение: см. упражнение, 1,а; б – попеременное поднимание выпрямленной ноги вверх на 30°, 45°, 60°, 90° (дыхание произвольное).
  • Упражнение 5,а – исходное положение: см. упражнение 1,а; б – попеременное приподнимание и опускание выпрямленных ног (дыхание произвольное).
  • Упражнение 6, а – исходное положение: см. упражнение 1,а; б – одновременное полусгибание ноги и противоположной руки (облегченный вариант ходьбы лежа).
  • Упражнение 7, а – исходное положение: см. упражнение 1, а; б – попеременное сгибание ног с одновременной работой рук “ходьба лежа”.
  • Упражнение 8,а – исходное положение: см. упражнение 1, а; б – упражнение велосипед (дыхание произвольное).

u13

  • Упражнение 9, а – исходное положение: лежа на боку; б – сгибание ноги, находящейся сверху (выдох); возвращение в исходное положение (вдох).
  • Упражнение 10, а – исходное положение: стоя на четвереньках; б – попеременное выпрямление ног с одновременным сгибанием рук; возвращение в исходное положение.
  • Упражнение 11, а – исходное положение: стоя, держась руками за спинку стула; б – приседание (выдох); возвращение в исходное положение (вдох).
  • Упражнение 12 – приседание без опоры.
  • Упражнение 13 – попеременное отведение выпрямленной ноги назад из исходного положения стоя, руки на поясе.
  • Упражнение 14- ходьба на месте.
  • Упражнение 15 – ходьба на месте с энергичной работой рук и ног.

Чтобы правильно подобрать упражнения для основного раздела, необходимо соблюсти следующие физиологически обоснованные правила:

  1. Общая нагрузка в процедуре лечебной гимнастики должна повышаться и снижаться постепенно.
  2. Физические упражнения, связанные с наибольшей нагрузкой и значительно повышающие интенсивность работы сердечно-сосудистой системы, следует помещать в середине основного раздела процедуры лечебной гимнастики, т. к. при этом кислородная задолженность в организме ниже, а работа сердечно сосудистой системы – умереннее, чем при другом распределении на нагрузки в процедуре.
  3. После упражнений, вызывающих значительное учащение дыхания и сердечных сокращений, следует обязательно вводить дыхательные упражнения, оказывающие успокаивающее воздействие на дыхание и кровообращение,
  4. Упражнения в основном разделе должны быть расположены так, чтобы происходило чередование работы мышечных групп рук, ног, туловища.
  5. В процессе занятий нежелательно часто обновлять и усложнять физические упражнения.

Заключительный раздел процедуры лечебной гимнастики направлен на успокоение организма, для чего применяются упражнения с небольшой нагрузкой или ходьба, проводимые в спокойном темпе, а также дыхательные упражнения. Продолжительность заключительного раздела 2-3 минуты.

Простейшие методы самоконтроля

Для самостоятельного контроля состояния дыхательной системы и тесно связанного с ним кровообращения, а также сдвигов, возникающих в организме под влиянием лечебной гимнастики, наиболее доступными являются следующие методы:

  • Определение частоты дыхания и сердечных сокращений (пульса) в минуту: в покое, после нагрузочных упражнений, до процедуры лечебной гимнастики и после ее окончания.
  • Определение времени задержки дыхания после максимального вдоха, что характеризует не только функциональное состояние дыхательного аппарата, но и состояние кровообращения.

Для этого необходимо в спокойном состоянии проделать обычный вдох и выдох, а затем, сделав усиленный вдох, зажать пальцами нос и задержать дыхание на возможно длительный срок. При достаточности легочной функции и кровообращения дыхание задерживается на 40 секунд и более, тогда как при легочно-сердечной недостаточности время задержки дыхания снижается до 5-20 секунд.

  • Проба с определением времени задержки дыхания после обычного выдоха (без предшествующего усиленного вдоха). Нормальным временем задержки дыхания у здорового человека при этой пробе считают 20-25 секунд.
  • Проба со счетом. Предлагается после максимального вдоха считать вслух по порядку: один, два, три, четыре и т. д. до следующего вдоха. Эта проба позволяет ориентироваться в восстановлении легочной функции под влиянием проводимой тренировки дыхания.
  • Определение количества мокроты, выделяемой при кашле и отхаркивании, также может быть использовано для установления положительного эффекта применения лечебной физической культуры.

 

Метки
Bactec АБП Абсцесс Аллергия Альвеолиты Анализы БЦЖ Беременность Биопсия Бронхи Бронхит Бронхоаденит Бронхоблокация Бронхолитиаз Бронхоскопия Бронхоэктазы Брюшина ВИЧ Вакцинация Витамины Гастрит Гепатит Гипертония Глаза Глотка Гортань Дезинфекция Дети Диабет Диспансер Диссеминированный Желудок Закон Зубы Иммунитет Инфильтративный КУМ Кавернозный Казеозная пневмония Кисты Кишечник Классификация Кожа Коллапсотерапия Кости Кровь Курение ЛФК Лаборатория Лазер Лимфогрануломатоз Лимфоузлы МБТ МЛУ МСЭ Менингит Микобактериоз Микоз Микроскопия Миндалины Мокрота Мониторинг Моча Мочеполовой Наркомания Нервы и психика Обследование Озонирование Опухоль Очаг Очаговый ПТК ПЦР Паротит Патогенетические Первичный Перикардит Печень Питание Пищевод Плазмаферез Плеврит Пневмокониозы Пневмония Побочные Поджелудочная Пожилые Позвоночник Посев Почки Профилактика Пьянство Рак Режимы лечения Рентген Рот Санаторий Санбюллетень Саркоидоз Селезенка Сердце Симптомы Стационар Суставы Трахея Туб. интоксикация Туберкулома Устойчивость ФВД Фиброзно-кавернозный ХНЗЛ Химиотерапия Хирургия ЦНС Цирротический Шок ЭКГ Эмпиема Эндоскопия Язва

Туберкулез в цифрах и фактах

Туберкулёз — это инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями из группы Mycobacterium tuberculosis complex, или иначе — палочками Коха. Чахотка (от слова ...
Подробнее

Полезны ли медицинские маски

Австралийские ученые заявили, что тканевые медицинские повязки не защищают от вирусов и инфекций. Кроме того, использовать их в ситуациях, когда риск ...
Подробнее

Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению туберкулеза органов дыхания с множественной и широкой лекарственной устойчивостью возбудителя

Васильева И. А    Эргешов А. Э. Множественная лекарственная устойчивость (МЛУ) микобактерий туберкулеза (МБТ)- это устойчивость возбудителя к сочетанию изониазида ...
Подробнее

Клинические рекомендации по диагностике и лечению туберкулеза органов дыхания у взрослых

Яблонский П. К. профессор,д.м.н. Васильева И. А. профессор, д.м.н Основными методами оценки эффективности химиотерапии являются микроскопические и культуральные исследования диагностического ...
Подробнее