Росздравнадзор подвел итоги мониторинга
М.А. Мурашко, глава Росздравнадзора в интервью “Российский газете” подвел итоги мониторинга эффективности эксплуатации медицинского оборудования, в том числе дорогостоящего, которое используется для оказания медпомощи в государственных учреждениях здравоохранения.
По итогам 2014 года выявлена следующая нагрузка: на магнитно-резонансные томографы (МРТ) – 8,9 исследований на одном аппарате в сутки; на компьютерные томографы (КТ) – 10,6 исследований; на ангиографические комплексы стационарные – 4,4 процедуры; на маммографы (диагностические исследования) – 3,6 исследований; на флюорографы (диагностические исследования) – 5,3 исследований; на ультразвуковые аппараты – 12,4 исследований.
Производители медицинского оборудования в своих расчетах непременно закладывают его пропускную способность. Оптимальная суточная производительность компьютерного томографа – 25 исследований, ангиографа – 15, исходя из показателей тех регионов, где медицинская техника используется наиболее эффективно.
К примеру, магнитно-резонансные томографы наиболее продуктивно используются в Удмуртской Республике, Свердловской и Новосибирской областях. Компьютерные томографы – в Томской области, Краснодарском крае, Республике Татарстан. Ангиографические комплексы – в Липецкой, Воронежской и Калужской областях. Маммографы – в Саратовской, Мурманской и Оренбургской областях. Флюорографы – в городе Севастополе, Тверской области и Санкт-Петербурге. УЗИ – в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Мордовия и Белгородской области.
Конечно, большая часть медицинской техники, особенно размещенной в стационарах, должна работать круглосуточно. Показатели пока далеки от этого. Но необходимо принять во внимание, что в нашей стране с низкой плотностью населения и большими расстояниями выдержать максимальные нагрузки на оборудование не всегда удается.
Добиться этого сегодня можно с помощью современных технологий. К примеру, при отсутствии врача специалисты среднего медицинского звена могут передать изображение, полученное на МРТ, в областную или республиканскую больницу, где выдадут заключение. И многие территории это уже реализовали. Системное формирование передачи данных сегодня является одним из способов увеличения нагрузки на оборудование.
В прошлом году Росздравнадзор провел 17 778 проверок, было установлено, что 47% проверенных хозяйствующих субъектов нарушают законодательство РФ, то есть каждая вторая организация. Ни одна из проведенных проверок не была признана судами недействительной. По результатам 3262 проверок возбуждены дела об административных правонарушениях. В судебном порядке назначено административных штрафов на сумму более 73 млн руб. – в 1,6 раза больше, чем в 2013 году. По результатам контрольных мероприятий за I квартал 2015 года назначено административных штрафов на сумму около 30 млн руб. – это 40% от годовой суммы за 2014 год.
С 2012 года существенно увеличилась доступность высокотехнологичной медпомощи. Согласно закону качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики и лечения, степень достижения запланированного результата. Минздрав разработал критерии оценки качества медпомощи. Вышел и вступает в силу и подготовленный Росздравнадзором приказ об аттестации экспертов, что позволит сформировать их реестр по различным клиническим специальностям и привлекать их к проведению контрольно-надзорных мероприятий. Важно, чтобы и в медицинских организациях формировалась система менеджмента качества.
Исход заболевания далеко не всегда характеризует качество помощи. Врачи борются за жизнь каждого больного, но тем не менее пациент может поступить в настолько тяжелом состоянии, что помощь может оказаться неэффективной. Если во главу угла поставить только исход заболевания, то медицинские организации будут с осторожностью относиться к приему тяжелых больных. Поэтому нужно брать за основу критерии, учитывающие не столько исходы, сколько процесс оказания помощи, которые сегодня используются в международной практике.
Критерии качества дают возможность, во-первых, оценить правильность выбора метода, необходимых диагностических и лечебных процедур. Во-вторых, своевременность: оказание медицинской помощи в период “терапевтического окна”, преемственность, то есть время с момента вызова бригады скорой помощи до доставки пациента в профильное медучреждение. В-третьих, проведение профилактических мероприятий: своевременный уход за лежачим пациентом или профилактику тромбоэмболических осложнений и т.п. Если все это сделано правильно, логично с уверенностью прогнозировать положительный результат лечения.
В критерии качества входит и выполнение порядков оказания медпомощи и клинических рекомендаций, но они есть далеко не для всех заболеваний. Утверждены порядки по всем основным профилям – это более 70 документов. Еще около 30 порядков и правил проходят процедуру утверждения.
Особенно важно, что в 2012 году минздрав впервые в истории нашей страны начал подготовку так называемых клинических рекомендаций. Клинические рекомендации создаются совместно с профессиональным сообществом. При этом одна клиническая рекомендация охватывает несколько нозологических форм. Сегодня создано более 1200 рекомендаций для лечения наиболее распространенных заболеваний. Если говорить о конкретных заболеваниях и их формах, их получится более 20 тысяч. А ведь еще три года назад этих документов вообще не было.
Экспертизу качества медпомощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования (ОМС), проводят территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации с привлечением экспертов, включенных в реестр. Все остальные случаи относятся к компетенции Росздравнадзора. К оценке привлекается экспертное сообщество. Рассматриваются жалобы, поступающие в Росздравнадзор и в территориальные фонды ОМС, в этом случае разбирательство проводят страховые компании. То есть экспертиза качества носит комплексный характер.
За последние три года минздравом совместно с Росздравнадзором были сформированы новые принципы обращения медицинских изделий и контроля за качеством лекарств. В 2014 году выявлено и изъято из обращения более 600 тысяч незарегистрированных медизделий и 1109 серий (более 2,3 млн упаковок) недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств. В целом только по этим двум направлениям были защищены права около трех миллионов граждан. В 2014 году служба участвовала в разработке дополнений в КоАП, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, а также в ряд федеральных законов, которые направлены на противодействие обороту незаконной медицинской продукции.
У Росздравнадзора в работе около 30 нормативных документов – например, по усилению меры ответственности за несоблюдение лицензионных требований к организации медицинской помощи – вплоть до лишения лицензии через суд. Подготовлены проекты документов, вводящих ответственность за нарушение правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции и туберкулеза, за несоблюдение ограничений, налагаемых на медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Назрела необходимость внести поправки в КоАП, в соответствии с которыми в зависимости от тяжести или совокупности правонарушений медицинского работника должна предусматриваться система штрафов и профессиональных ограничений. Это позволит Росздравнадзору влиять на ситуацию. В первую очередь имею в виду те медицинские организации, которые не работают в рамках программы государственных гарантий – частные или ведомственные. Фактически они сегодня не могут быть оштрафованы никем. Система наказаний должна быть одинакова для всех. Но эти меры не будут работать без ответственного отношения пациента к своему здоровью.
Источник: rg.ru